АвторАлексей Коваль |
Геологи изучают, что таится в недрах ЗемлиФото: © Mumemories / Shutterstock / FOTODOM
|
Для чего в LEGO добавляют минералы, какая такая «трубка мира» кормила страну более полувека и когда Петербург был морем, знает главный геолог Центрального производственно-геологического объединения компании «Росгеология» Алексей Коваль. Об этом и многом другом эксперт рассказал учащимся «Сириуса» на открытом уроке.
На территории Санкт-Петербурга когда-то было море
Иногда в известняках можно найти окаменелости живых организмов, которые жили на дне древних морей. Например, в окрестностях Санкт-Петербурга в осадочных породах можно обнаружить трилобитов (вымершие морские членистоногие, которые в случае опасности умели сворачиваться, прикрываясь хитиновым панцирем, как броненосцы. — Прим. ред.), живших 470 млн лет назад. Это свидетельствует о том, что около полумиллиарда лет назад на месте современной Ленинградской области было море, да еще и теплое. Кстати, попробовать отыскать своего трилобита, вооружившись молотком и зубилом, можно на территории первого в России палеопарка «Путилово».
«Природа не выбирает, где удобнее разместить полезное месторождение, большая их часть кроется в труднодоступных районах, вдали от любой транспортной инфраструктуры, на территориях со сложным климатом и рельефом. Поэтому работа геологов — это всегда дикие условия, походный быт и противостояние природным силам. Группу геологов забрасывают в тайгу вертолетом или вездеходом (а бывает, что на лодках или пешком), обеспечивая всем необходимым для автономного существования. Минимальный ее состав — пять человек, чаще всего работа ведется большими отрядами из 15−20 специалистов. Геологоразведчики работают в поле минимум три-четыре месяца, а зачастую и на протяжении всего сезона. Мы открываем месторождения, но у нас говорят, что мы их делаем, так как найти мало. Все, что вы видите в нашей стране сейчас хорошего, — это труд людей. И в неменьшей степени это касается геологов».
Какая трубка кормит страну?
Алмазы добывают из кимберлита, горной породы, которая залегает в земной коре в виде воронкообразных трубок значительных размеров. Когда в послевоенные годы стране нужно было восстанавливать экономику, геологи отправлялись на поиски высоколиквидных полезных ископаемых — золота, алмазов. Шла холодная война, и нельзя было рассекречивать информацию. И когда в Якутии нашли месторождение алмазов, отправили в Москву зашифрованную радиограмму: «Закурили трубку мира, табак отличный». Так обнаружили кимберлитовую трубку, которая кормила нашу страну более полувека.
LEGO от геологов
Барит, плотный тяжелый минерал, в измельченном виде не вредит здоровью человека и безвкусен. Во времена Петра I недобросовестные торговцы даже добавляли барит в муку для увеличения ее веса. Компания LEGO использует в своем пластике сульфат бария, который позволяет при рентгене разглядеть частички конструктора. И если ребенок проглотит деталь, на снимке легко можно будет увидеть, где именно она находится.
Как в честь минерала город назвали
На северо-западе нашей страны, в самом сердце Кольского полуострова, у подножия Хибина расположился уютный город с необычным названием Апатиты. Его история берет начало в первой половине XX века, когда вели отработку месторождения зеленого камня, ставшего символом плодородия, — минерала апатит, давшего имя городу, на гербе которого изображен пшеничный колос. Дело в том, что здесь находится крупнейшее в мире месторождение апатитовых руд, которые являются прекрасным сырьем для создания фосфорных удобрений, столь необходимых для развития сельского хозяйства.
Круговорот твердого вещества тоже существует
С раннего детства мы слышим про круговорот воды в природе, о том, как маленькая капелька из озера, испаряясь, образует облака, а затем в виде дождя вновь отправляется на землю. А что же можно сказать про камни? Неужели на протяжении всей продолжительной жизни нашей планеты камни так и лежат, не сдвинувшись со своих мест? Конечно же, нет! К счастью или к сожалению, но на Земле нет ничего вечного — все на нашей планете находится в движении и постоянно изменяется. В том числе и камни — они живут своей насыщенной жизнью, растут и умирают.
Представьте, как из огненно-жидкого расплава глубоко-глубоко в недрах нашей планеты образуется гранит, который в результате движения литосферных плит выталкивается на поверхность, слагая могучие горные системы. Непреступные гранитные скалы, в свою очередь, начинают разрушаться под воздействием внешних сил — воды, ветра, перепадов температур, деятельности живых организмов, — превращаясь в песчинки, которые, попадая в море, начинают образовывать новые горные породы — песчаники. Когда пройдет много миллионов лет, наши песчаники будут погружены глубоко в недра Земли и расплавлены, тем самым дав начало кристаллизации гранитов. Вот такой вечный круговорот. И мы в нем тоже песчинки.